Национальная палата предпрнимателей выступает против введения института маркировки товаров в Казахстане



Бизнес-сообщество Казахстана в лице Национальной палаты предпринимателей (НПП) выступает против введения института маркировки товаров в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Евразийская экономическая комиссия готовит законодательную почву для внедрения на территории трех стран института маркировки товаров легкой промышленности, с прицелом расширить в дальнейшем перечень подконтрольных товаров, что идет вразрез интересам отечественного бизнеса.

«Причина, почему ЕЭК настаивает на введении маркировки товаров внутри ТС, заключается в том, что необходимо бороться с контрабандой и контрафактом для подъема собственной промышленности. Цель, на первый взгляд, благая. Однако, проанализировав те механизмы, которые есть, посмотрев на опыт Белоруссии, мы пришли к выводу, что эти цели в Казахстане не будут достигнуты. У нас практически не производится контрафактной продукции. Проблема контрабанды, безусловно, стоит остро, но введением этой маркировки ее явно не решить», - сказал заместитель председателя правления НПП Рахим Ошакбаев на встрече с журналистами в четверг.

За основу предлагается система полного контроля оборота отдельных категорий товаров, которая практически нигде в мире не применяется, кроме Белоруссии. В случае внедрения этой маркировки на бизнес лягут дополнительные транзакционные издержки по реализации товара, рост себестоимости и инвестиций в соответствующую инфраструктуру, что ударит по рядовым потребителям, а также расширит полномочия проверяющих госорганов, что в совокупности приведет к ухудшению условий ведения бизнеса.

«Та концепция, которая была предложена ЕЭК, заключается в том, что этими RFID-метками маркируются каждая единица товара. Соответственно, у каждой из стран ТС есть эмитент, который имеет монопольное от государства право на выпуск этих марок. Субъекты бизнеса их покупают, пришивают и потом они гасятся в момент розничного товарооборота. Это предполагает создание единой для трех стран информационной системы, в которой все эти транзакции будут аккумулироваться и анализироваться. Это предполагает определенные затраты. Так стоит ли овчинка выделки?» - задается вопросом Р.Ошакбаев.

В свою очередь глава департамента экономической интеграции НПП Дана Жунусова подчеркнула, что соответствующие экономические расчеты и оценка регуляторного воздействия от этого решения для отечественного бизнеса отсутствуют.

«Сейчас есть техрегламент по безопасности продукции легкой промышленности. В нем есть специальный раздел маркировка продукции легкой промышленности. И там указан перечень требований к этой маркировке. Указываются страна-производитель, наименование и прочее. Мы полагаем, что этого достаточно, и внедрение дополнительных маркировок будет противоречить намеченному президентом страны курсу на упрощение условий ведения бизнеса», - отметил Р.Ошакбаев.

В свою очередь глава департамента таможенного регулирования НПП Алихан Мамбеталин отметил, что маркировка товаров, как механизм борьбы с «серым» и параллельным импортом, чем и пронизана идея внедрения маркировки в рамках ТС, для товаров народного потребления нигде в мире практически не применяется.

«Мы изучили международный опыт и пришли к выводу, что маркировка товаров, как механизм борьбы с «серым» импортом, применяется только для подакцизной группы товаров - алкогольные напитки и табачная продукция. Для товаров широкого потребления такой практики в мире практически нет. Даже по маркировке алкоголя опыт показывает, что с точки зренияконтроля и увеличения платежей в бюджет это малоэффективная мера», - пояснил А.Мамбеталин.

По его словам, лоббистами внедрения новых маркировок являются крупные российские ретейлеры. Другими выгодополучателями от этих нововведений станут предприятия-эмитенты этих марок. Не исключено, что последний фактор играет ключевой роль в том, что правительство Казахстана до сих не выработало окончательную позицию по этому вопросу.

«Мы в целом выступаем против введения маркировки товаров, но зачастую дискуссия уходит в сторону, упираясь в вопросы стоимости этих марок, и под этим вот объяснением предлагаются внедрить менее дорогой по сравнению с RFID-меткой QR-код,- заметил Р.Ошакбаев. - И в Казахстане есть активные сторонники маркировки на основе QR-кодов. В основном эту позицию представляет отечественная компания, которая производит эти QR-коды. НПП против установления бизнеса на бизнесе».

В качестве примера приводятся цифры, что стоимость нанесения одного QR-кода составляет 10 тенге, и, по оценкам, только по табачной продукции представляет собой рынок в 20-30 млрд тенге. Для сравнения, стоимость акциза на алкогольные и табачные изделия составляет всего 0,35 тенге.

По словам Р.Ошакбаева, Россия и Беларусь приняли политическое решение о введении института маркировок, поэтому правительству Казахстана необходимо спешно принять меры по защите отечественного бизнеса.

«В качестве компромисса мы предлагаем решение, что введение маркировки принимается на национальном уровне по принципу добровольности. При этом, если какой-то товар производится на территории Казахстана и будет экспортироваться в Россию, то он там будет запрещен к обороту без этой маркировки. В этом случае экспортер должен будет покупать у эмитента этих марок марки, наклеит их на свою продукцию и поставит их в Россию, как сейчас это происходит с алкоголем. Мы видим в этом нормальное и компромиссное решение текущей проблемы», - резюмировал заместитель председателя правления НПП.