«Искусственное» банкротство не спасет предпринимателей



Многие предприятия, чтобы избежать серьезных налоговых проверок, объявляют себя банкротами. Однако такой прием, как уверяют налоговики, не станет палочкой-выручалочкой для недобросовестных предпринимателей. Но проблему, из-за которой предприниматели вынуждены прибегать к банкротству, просто давлением на бизнес не решить.

Многие недобросовестные налогоплательщики для того, чтобы скрыть совершенные налоговые правонарушения, а также во избежание проведения налоговых проверок с нежелательными последствиями, прибегают к организации «искусственного» банкротства собственного предприятия. Однако, пояснили налоговики, это не поможет избежать проверок.

Для пресечения такой возможности налоговым департаментом города Алматы проводятся комплексные налоговые проверки всех налогоплательщиков, признанных судом банкротами.

С начала текущего года в отношении предприятий «банкротов» назначены 112 налоговых проверок, на сегодняшний день завершено 38 из них.

По их результатам органами финансовой полиции в отношении 6 налогоплательщиков с признаками преднамеренного и ложного банкротства возбуждены уголовные дела.

По другим налогоплательщикам продолжается анализ полученных сведений, готовятся материалы для передачи в правоохранительные органы.

В настоящее время на рассмотрении налогового департамента города Алматы находятся материалы в отношении 336 налогоплательщиков-банкротов.

К примеру, компания «MBK Distribution» по решению суда признана банкротом в связи с непогашением налоговой задолженности на сумму 23 млн тенге. В ходе проведения налоговой проверки установлены многочисленные факты взаиморасчетов с сомнительными поставщиками (лжепредприятиями), изъяты кассовые документы об оплате наличными деньгами якобы за полученные услуги от компании «При Ласт» на общую сумму 240 млн тенге.

По результатам экспертизы установлено, что подписи на первичных документах не принадлежат директору ТОО «При Ласт», а также согласно протоколу допроса установлено, что он денежные средства от ТОО «MBK Distribution» не получал.

Департаментом финансовой полиции города Алматы в отношении директора ТОО «MBK Distribution» возбуждено уголовное дело.

Вообще, главной целью любого банкротства является избавление от долгов и попытка сохранить субъект бизнеса.

В этом плане очень примечательна история с английским футбольным клубом «Портсмут», который в феврале 2010 года был объявлен банкротом. Гонконгский бизнесмен Балрам Чайнрай, последний владелец «Портсмута», не смог найти нового покупателя на проблемный футбольный клуб. Причины случившегося тривиальны – это чрезмерные расходы на трансферы игроков и особенно их зарплаты, совершенно не соответствующие реальным возможностям «Портсмута», даже с учетом доходов от трансляции матчей премьер-лиги.

Долги клуба составляли 60 млн фунтов стерлингов. «Портсмут» был передан в конкурсное управление, чтобы избежать ликвидации клуба с 1 марта 2010 года из-за просрочки налоговых выплат в размере 12,1 млн фунтов.

В конце концов 10 апреля 2013 года «Портсмут» официально перешел в руки объединения болельщиков Portsmouth Supporters Trust. Сумма сделки составила 3 млн фунтов стерлингов.

Есть в практике банкротств и такая фишка, как помощь со стороны государства.

В начале июня 2009 года к подобной форме банкротства прибегла американская компания General Motors, официально заявив о банкротстве и обратившись к администрации США за защитой от кредиторов в рамках главы 11 Кодекса законов о банкротстве.

Банкротство происходило в рамках плана правительства Барака Обамы, который предложил автоконцерну избавиться от «плохих» активов, сохранив за собой лишь «хорошие». В результате 10 июля 2009 года была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company.

В конце 2010 года GM провел публичное размещение акций, ставшее одним из крупнейших в истории. В ходе размещения правительства США и Канады, ставшие основными акционерами при банкротстве в 2009 году, реализовали свои акции на общую сумму $23,1 млрд. И таких банкротств в мировой практике достаточно много.

Даже поверхностный анализ показывает, что первой целью любого банкротства является сохранение субъекта предпринимательства в том или ином виде, а второй – избавление от долгов и оздоровление финансового состояния.

В цивилизованном рынке невыплату налогов и долги скрыть практически невозможно, поэтому, объявляя о банкротстве, «Портсмут» и General Motors, что очень важно, не ведут никакой двойной игры. Так как там четко и ясно прописана процедура банкротства, субъекты предпринимательства, если нет иной возможности, охотно на это идут. И если субъект полностью проходит всю процедуру, то получает желанное избавление от долговых и налоговых обязательств.

В отличие от опыта в цивилизованных странах, казахстанские компании воспринимают банкротство как возможность уйти от налогообложения, скрыть операции, которые не всегда являются легальными. То есть в условиях, когда правовая база банкротств не до конца сформирована, казахстанские предприниматели выбирают его как избавление от контроля со стороны госорганов.