Капитальная новость для банков



Национальный Банк РК рассматривает возможность десятикратного увеличения минимальных требований к собственному капиталу банков с нынешних 10 млрд тенге до 100 млрд тенге. На 1 марта текущего года лишь пять из 38 казахстанских банков отвечают указанным требованиям. Информацию на рынке восприняли неоднозначно.

Как сообщил председатель Национального Банка РК Кайрат Келимбетов, в рамках Концепции развития финансового сектора РК до 2030 года в предстоящие пять лет предлагается повысить минимальный капитал до 100 млрд тенге. Он упомянул об ответственности акционеров, которые в сложный период в большей степени полагаются на поддержку государства, нежели на собственные ресурсы: «Это говорит о том, что должны быть более серьезные вливания со стороны акционеров банков второго уровня, – заявил глава Нацбанка. – Европейский кризис показал, что наибольшую ответственность демонстрируют те банки, акционеры которых действительно понимают значимость вливаний своего акционерного капитала. Сегодня, когда мы говорим о цифре 10 млрд тенге как о требовании, мы понимаем, что есть такое понятие как «moral hazard – моральный риск», когда акционеры не беспокоятся, потому что государство так или иначе всегда окажет поддержку, поскольку это системообразующие банки и для государства будет дороже, если какой-то из них обанкротиться».

Как считают в Нацбанке, новые требования выдержат порядка 15–20 банков. «Это не значит, что мы закрываем другие банки. У них за этот период есть возможность либо интегрироваться или, скажем, консолидироваться», – отметил г-н Келимбетов, приведя в пример объединения «Казкоммерцбанка» с «БТА Банком», а также «Темирбанка», «Альянс Банка» и ForteBank. Глава Нацбанка также рассказал о своем видении системы с принятием указанной меры: крупнейшие банки («банки-чемпионы») в перспективе будут конкурировать в большей степени не с локальными участниками, а с международными игроками. Менее крупные банки станут нишевыми игроками.

Говоря о такой системе распределения сил, глава Нацбанка обозначил еще одну причину предлагаемого нововведения – интеграционные процессы и необходимость повышения конкурентоспособности отечественных банков: «К 2020 году мы будем жить в условиях большей интеграции в рамках Таможенного союза. Мы и сейчас видим лидирующие позиции российских банков на казахстанском рынке. В то же время мы понимаем, что в 2020 году, если даст бог, в 2014-м, мы уже окончательно вступим в ВТО, закончится переходный период, и филиалы крупнейших финансовых корпораций смогут открывать свои бизнесы здесь, в Казахстане. В связи с этим мы должны понимать, что банковская система Казахстана должна быть конкурентоспособной».

Рынок неоднозначно воспринял информацию. Источник «Къ» в банковских кругах рассказал, что это сообщение стало неожиданностью для рынка. В какой-то мере это подтверждает председатель правления «Банка ХоумКредит» Владимир Гасяк: «Направление это давно известно, о том, что необходимо укрупнять банки, для того, чтобы они были более устойчивыми. Сам факт этого заявления никакого шокирующего воздействия не произвел. Но сумма немножко неожиданная». Говоря же о планах банка в свете новой информации, он отметил, что на сегодняшний день банк занимает 15 место по размеру собственного капитала: «Банк достаточно устойчив. Наш уровень капитала в два раза лучше, чем того требует норматив, поэтому запас у нас достаточно большой. Понятно, что в своем выступлении глава Нацбанка озвучил лишь план. Надо посмотреть, каким конкретно окажется решение госорганов, но мы работаем на этом рынке и строим все, исходя из того, что остаемся здесь. Конечно, сказать, как мы это будем делать, не имея даже решения правительства, невозможно. Как только все станет понятно, мы будем обсуждать, какие меры надо предпринять, чтобы соответствовать. Но наши планы работать на рынке».

Своим мнением относительно предложения регулятора с «Къ» поделился председатель правления «Евразийского Банка» Майкл Эгглтон: «Инициатива укрепит банковский сектор, так как за счет повышения требований к капиталу небольшие банки будут вынуждены отойти от дел, кроме того, как показывает мировая практика, подобные инициативы (по повышению требований к капиталу) способствуют консолидации банков – в первую очередь, небольших».

Между тем источник «Къ» в банковских кругах сообщил, что небольшие банки острее всех отреагировали на новость и в кулуарах высказывают свое недовольство. Предложение по объединению банков, по словам собеседника «Къ» вопрос не решит, потому что никто не хочет терять контроль над банками. По его предположению, из-за этого в конечном итоге небольшие банки будут закрываться.

В свою очередь Майкл Эгглтон согласен с главой Нацбанка в том, что акционеры не должны перекладывать ответственность на государство: «За счет наличия в Казахстане КФГД (Казахстанский фонд гарантирования депозитов) многие небольшие банки принимают вклады населения для финансирования бизнеса, используя государственную гарантию в качестве базы. Это особенно актуально для банков, не имеющих иных вариантов финансирования. В этом нет ничего неестественного, но для того, чтобы развивать это направление, акционеры должны обеспечивать соответствующую капитализацию своего банка».

Что касается конкуренции с иностранными игроками, то, по словам г-на Эгглтона, многие иностранные финиституты используют дочерние банки с небольшим капиталом в качестве маркетингового инструмента, обеспечивающего выход на рынки других стран. «Предлагаемая инициатива устранит такую возможность и продемонстрирует миру, что банковский сектор Казахстана – поле для серьезной деятельности», – сказал он. Насчет видения Нацбанком будущей структуры рынка с банками-чемпионами, конкурирующими с иностранными игроками, глава «Евразийского Банка» отметил следующее: «Абсолютно верно, но для того, чтобы конкурировать с иностранными игроками, местным банкам потребуются более высокие рейтинги, что возможно только после повышения суверенных рейтингов (поскольку корпоративный рейтинг не может быть выше странового). Кроме того, необходимо продолжить реформирование положений законодательства, регулирующих банковский бизнес в стране, в числе которых положения о требованиях к капиталу и списании плохих кредитов».

Говоря о перспективе введения новых требований и их эффективности, Владимир Гасяк особенно подчеркнул необходимость рыночного подхода: «Если укрупнение банков произойдет, скажем так, корректно, с точки зрения рынка, то тогда конкуренция сохранится, потенциал банков будет больше, и, может быть, в этом случае даже выиграют клиенты, потому что у большого банка есть больше возможностей. Но для этого нужно, чтобы меры носили именно рыночный характер, то есть, чтобы всему было объяснение. Потому что, если вы дадите какую-то норму, которая рыночно никак необъяснима, а просто политическая, то тогда акционер посчитает и скажет, «а зачем мне держать лишние деньги, если это для меня не оправданно?». Поэтому я очень надеюсь, что все новые требования, которые готовятся, будут основаны на «Базеле», на других международных стандартах и объяснимы рыночно. Тогда, я думаю, произойдет нормальная консолидация банков на рыночной основе».