Большая нефтяная тайна Казахстана
Казахстан занимает 19 место среди 58 стран в Индексе управления природными ресурсами. Региональный координатор Revenue Watch Institute по странам Евразии Галиб Ефендиев рассказал Forbes.kz, по каким показателям наша страна набрала высокие баллы, а по каким надо подтянуться.
Revenue Watch Institute (Институт наблюдения за доходами) охватывает 58 стран, на чью долю приходится 85% мировой добычи углеводородов, 90% - алмазов и 80% - меди. Первый Индекс был составлен в 2011, второй появился в 2013, в нем Казахстан занял 19 место, набрав 57 баллов из 100 возможных.
Первая десятка рейтинга выглядит так: Норвегия, США, Великобритания, Австралия, Бразилия, Мексика, Канада, Чили, Колумбия, Тринидад и Тобаго. Из стран бывшего СССР ниже Казахстана в списке стоят Россия (22 место), Азербайджан (28), Туркмения (57).
Охота за добычей
- До нас никто не делал подобные исследования, которые оценивали бы комплексно различные параметры управления природными ресурсами. Revenue Governance Index (RGI) оценивает не экономические показатели, а уровень прозрачности и подотчетности в тех странах, где добывающая промышленность составляет большую часть доходов в экономике, - рассказал региональный координатор по странам Евразии Revenue Watch Institute Галиб Ефендиев.
Если сравнивать RGI с известной ИПДО (Инициатива прозрачности в добывающих отраслях), то последняя имеет более узкую направленность.
- ИПДО рассматривает только доходы от добывающей промышленности. Компании публикуют выплаты, которые они делают правительству, правительство обнародует, сколько они получают от компаний, а независимый аудитор сопоставляет данные. Если есть расхождения, то аудитор пытается найти объяснения. Если объяснений нет, то это указывается как недостаток. Там не рассматриваются вопросы, касающиеся государственных нефтяных фондов, бюджета, роли парламента и т.д. RGI – это попытка дать всеобъемлющую оценку прозрачности и подотчетности всей добывающей сфере, - объяснил разницу эксперт.
Каждая страна оценивается по 50 индикаторам. Они разбиты на 4 неравные блока:
институционально-правовые условия;
практика предоставления отчетов;
меры защиты и контроль качества;
способствующие условия.
В каждом блоке высчитывается средний балл. Затем из этих показателей выводится средний балл для каждой страны. На основании полученных очков государство занимает свое место в рейтинге.
Нацфонд как дополнительный карман
Казахстан попал в компанию стран с «частичным» соответствием Индексу управления ресурсами. Если посмотреть первый блок индикаторов, по которым оцениваются институционально-правовые условия, то у Казахстана хромает законодательная база.
- В этом блоке ваша страна набрала 62 балла из 100 возможных. Могли бы набрать больше, если бы у вас был закон о доступе к информации, но вы его до сих пор не приняли. В Казахстане есть акты, которые ограничивают это право в больше мере, чем защищают. Речь идет о документах, которые регулируют вопросы, связанные с коммерческой тайной, - пояснил Галиб Ефендиев.
Он отметил, что в Казахстане субнациональные бюджеты получают трансферы из центрального бюджета. Однако нет законодательства, в котором бы прописывалось: какая доля должна возвращаться в регионы, где добываются ресурсы, как часто должен происходить трансфер, по какой формуле должна рассчитываться сумма возвращаемых средств.
– Во всех странах, где осуществляется трансфер на субнациональном уровне, такой закон существует. Отсутствие этого документа привело к тому, что по пункту «Subnational transfer rules defined in law» Казахстан получил 0 баллов, – указал эксперт на очередной пробел в законодательстве.
Между тем, если местному населению будет понятно, какая доля возвращается из центра в регионы, то это поможет погасить недовольство жителей тех областей, где сосредоточена добыча полезных ископаемых.
– Следующий слабый показатель в этом блоке – 50 баллов – отсутствие законодательства по регулированию использования средств из нефтяного фонда (Нацфонд). Вы обозначили потолок - сумму трансфера, которую можно переводить из нефтяного фонда в бюджет, но соответствующего законодательного акта нет. Фонд регулируется указами президента, то есть при необходимости он имеет право получать оттуда деньги, например, на какие-то экстренные проекты. Нефтяной фонд у вас – это дополнительный карман. В других странах есть четко прописанное законодательство того, как изымать деньги из нефтяных фондов, – сказал Галиб.
Три «баранки» за отсутствие отчётности
В категории «Практика предоставления отчетов» Казахстан набрал 58 баллов из 100. Здесь мы получили три «баранки» – за отсутствие отчетности по контрактам, по субсидиям и трансферам в субнациональные бюджеты.
– Контракты, эти судьбоносные юридические документы для страны, закрыты от общественности. В других странах реестр и тексты самих контрактов можно увидеть в интернете, даже в Азербайджане эти документы открыты, - сообщил собеседник Forbes.kz.
Кроме того, Казахстан дает очень скудную информацию о добыче природных ресурсов. Она не носит регулярного характера, ее невозможно найти в одном месте. В других государствах, по словам Ефендиева, данные о добыче можно посмотреть на одном ресурсе, и они постоянно обновляются.
– Казахстан – одна из стран, которая частично субсидирует ГСМ для сельского хозяйства. Данные по субсидиям в открытом доступе отсутствуют. Также нет данных по трансферам в региональные бюджеты, – констатировал региональный координатор Revenue Watch Institute и обратил внимание на следующий факт: – Не надо забывать, что RGI оценивает ту информацию, которая находится в открытом доступе. Не исключаю, что цифры можно получить через запросы или другими путями, но мы не брали это за основу.
Нацкомпания «КазМунайГаз», по оценкам специалистов, не дает всеобъемлющих отчетов о своей деятельности. В связи с этим индикатор «Comprehensive SOC reports» оценен в 50 баллов.
Нужно быть прозрачными, чтобы отвести от себя подозрения
Блок индикаторов, где Казахстан получил самый высокий балл, 76, – это «Меры защиты и контроль качества».
– Это меры, которые гарантируют, что есть механизмы по снятию рисков, уменьшению конфликтов интересов, антикоррупционные законы, реальное разделение власти между парламентом и правительством и подобное. Здесь у вас балл намного выше, чем у России или Азербайджана. Ваша компания «Казмунайгаз» действительно открывает информацию по поводу конфликтов интересов, дает на своем сайте все бухгалтерские стандарты, по которым она работает, – перечислил Галиб. – Однако за отчетность госкомпании страна получила 50 баллов, потому что деятельность всевозможных совместных и дочерних организаций «Казмунайгаза» не получает достаточного отражения в отчете.
Самый низкий балл в этом блоке, 17, республика получила из-за отсутствия аудиторских отчетов, что связано с особенностями Нацфонда. В Азербайджане нефтяной фонд – автономно функционирующая организация, в Казахстане – это счет, куда поступают, а затем изымаются деньги.
– Нужно показывать, сколько зашло денег на счет, кто их выплатил, за какой период. Отсутствие этих данных может наводить на подозрения, что с деньгами фонда совершают махинации. Хотя, возможно, этого нет, но нужно быть прозрачными, чтобы отводить от себя подозрения, – посоветовал Ефендиев.
Больше всего мы просели на демократических свободах
Последний блок индикаторов – «Способствующие условия». Под ними подразумевается наличие таких демократических свобод, как свобода выражения, объединений, собраний, а также учитывается уровень коррупции, открытость бюджета, верховенства закона и прочее. Revenue Watch Institute не проводил «замеры» этих индикаторов, а пользовался данными таких организаций, как Transparency International или Всемирный банк.
- Здесь ваша страна «проседает» больше всего – вы набрали лишь 32 балла, что негативно повлияло на сводную оценку страны, - с сожалением отметил эксперт.
Где Казахстан отстает даже от Азербайджана
Что же делать Казахстану, чтобы улучшить свой Индекс управления природными ресурсами? Устранять проблемы. Если нет закона о доступе к информации, то надо его принимать. Если отсутствует законодательство, регулирующие трансферы в субнациональные бюджеты, то над его созданием тоже надо работать.
- Что касается отчетности, то Казахстан отстает даже от Азербайджана. Поэтому вам надо публиковать контракты, доводить до населения, какие субсидии выделяются, какие деньги зарабатывает «Казмунайгаз», как расходуются средства нефтяного фонда. Если говорить о способствующих условиях, то для вас не секрет, что ваша страна нуждается в демократических реформах, - подвел итоги региональный координатор по странам Евразии Revenue Watch Institute Галиб Ефендиев.