Сразу после девальвации в РК завезли 4 самолета валюты



На поддержку ликвидности нескольких банков Казахстана во время девальвации Нацбанк РК выделил более $1 млрд. Об этом говорят документы, имеющиеся в распоряжении редакции, и источники Forbes.kz

Минувший февраль банкиры не смогут забыть еще очень долго: девальвация и последующие атаки на некоторые банки ощутимо покачнули финансовую систему Казахстана. Массовый отток депозитов в какой-то момент перерос из локальной проблемы отдельных банков в вопрос государственной финансовой безопасности, ведь могла серьезно пострадать вся банковская система. Государство в лице Нацбанка РК предприняло ряд экстренных мер: выделило деньги банкам, в которых был отток депозитов, и снова пригрозил кулаком несчастным обменникам. При чем тут обменники? Никто не знает.

Никто до конца не знает и то, как нужно было проводить девальвацию – одномоментно или плавно, как в России. В том, что девальвация была необходима, уверены все эксперты, опрошенные Forbes.kz. По их данным, за прошлый год государство потратило $15 млрд на поддержание курса тенге по отношению к доллару, и дальнейшие расходы были бы весьма обременительны для государства. Но то, что произошло в феврале, еще до конца не оценено и принесет свои «плоды» в виде роста объема невозвратных кредитов и общего ухудшения состояния банковского сектора Казахстана. Аналитики говорят, что ухудшения следует ждать к будущей осени.

Первые итоги «черного» февраля таковы: лидером по оттоку депозитов среди ТОП-15 БВУ РК в феврале стала «дочка» HSBC – минус 50,2%. Но в этом банке произошел отток корпоративных депозитов, и связано это скорее всего с предстоящей сделкой по поглощению дочернего банка HSBC Народным банком. В сегменте же депозитов физических лиц HSBC вырос на 19,3% до 36,6 млрд тенге. Так что кризис этот банк не затронул.

По-настоящему пострадал Банк Центркредит, который потерял 14,4% от общего объема и розничных, и корпоративных депозитов. За ним идет Альянс Банк с оттоком в 13,9%, притом что этот банк потерял больше трети розничных депозитов (минус 30,9%, корпоративные депозиты выросли на 6%).

На третьем месте – мастерски погасивший панику среди своих клиентов Kaspi bank с минусом 16,8% в рознице и минусом 2,5% в корпоративном сегменте (общий отток - 12,6%).

В денежном выражении расстановка сил другая и потери депозитов, по данным Forbes.kz, выглядят следующим образом: Банк ЦентрКредит – минус 112,7 млрд тенге, Kaspi bank – минус 73,9 млрд тенге, Альянс Банк – минус 41,8 млрд тенге. Еще раз уточним, что в указанные суммы входят как депозиты физлиц, так и корпоративные.

Лидером по темпам роста общей депозитной базы в феврале из ТОП-15 БВУ стал Народный банк, который прирос на 22,3% (11,7% - розница, 31,6% - корпоративные депозиты). На второе место попал Евразийский банк с общим ростом в 13,4% (8% - розница, 16,6% - «корпы»). Евразийскому на высокой скорости удалось обойти Сбербанк буквально на десятую долю процента по темпам роста, как на мотогонках. Сбербанк в депозитах подрос на 13,3% - плюс 17,9% розничные депозиты и 11,2% корпоративные.

Так как некоторые банки оказались в плюсе, общественность воодушевленно начала обсуждать тему, что, мол, не все так плохо и в целом система по депозитам подросла на три процента. На самом деле банковская система сейчас стагнирует: банки почти не кредитуют население, а люди не несут депозиты в банк – откуда рост? В течение 5 минут собеседник Forbes.kz, занимающий пост зампреда одного из БВУ, на калькуляторе объяснил, что рост произошел из-за переоценки валютных кредитов и депозитов, которые по стандартам Нацбанка ведутся в тенге. Некоторые банки открыто сознались в росте своих портфелей за счет переоценки, а другие предпочли отмолчаться. «Остатки по депозитам и текущим счетам выросли в течение февраля на 51,5 млрд тенге, или 13,3%. 23,8 млрд тенге от указанной суммы составляет прирост в результате переоценки счетов в долларах и евро», - сообщила, например, пресс-служба Евразийского банка.

Впрочем, банкиры сохраняют оптимизм и рассчитывают вернуть утекшие вклады в течение 3-4 месяцев. «Мы каждый день видим прирост депозитов за счет новых клиентов, пополнение вкладов текущими клиентами и возвращение клиентов, поддавшихся ажиотажу. За март чистый отток снизился на более чем 22%, с 16,8% до 12,9%. Если говорить с учетом первой недели апреля, возврат составил уже около 35%, - приводит слова предправления Kaspi bank Михаила Ломтадзе пресс-служба банка. - Нас особенно радует рост наших депозитов в марте и апреле. Наши текущие и потенциальные клиенты оценили нашу стабильность, открытое общение и заботу. Уже 35% вкладов вернулось к нам».

Сейчас остается гадать, что было бы, не выдели государство помощь ряду нуждающимся в ликвидности банкам. По данным источника Forbes.kz из Нацбанка РК, регулятор направил свыше $1 млрд терпящим бедствие банкам. Например, Банк ЦентрКредит получил от государства 80 млрд тенге. В «Отчете об остатках на балансовых счетах активов, обязательств и собственного капитала АО «Банк ЦентрКредит» от 28 февраля 2014 на счету 2051 «Займы, полученные от Национального Банка Республики Казахстан», стоит цифра - 80 млрд.

По аналогичному счету у Альянс Банка отражена цифра в 40 млрд тенге в отчете за январь-март 2014. У Kaspi bank - 100 млрд тенге. Все отчеты имеются в распоряжении редакции. 

Природа денег, которые Нацбанк отправил терпящим бедствие банкам, пока не ясна. Есть мнение, что это были деньги из Нацфонда, но пока нет никаких подтверждающих документов, чтобы можно было говорить об этом с уверенностью. Как говорят эксперты казначейства одного из банков Казахстана, в дни паники, вызванной девальвацией и последующей SMS-атакой на некоторые БВУ, на рынке остро не хватало наличной валюты. Чтобы погасить этот спрос, из-за границы за несколько дней прилетело 4 самолета с наличными деньгами на общую сумму порядка $450-500 млн. Банкиры не любят слово «обналичка», но именно это и происходило: казахстанский валютный «безнал» обналичивался в иностранных банках и доставлялся назад на родину. Специалисты отмечают, что в штатном режиме «валютные» лайнеры прилетают в Казахстан в среднем раз в неделю, имея на борту около $150 млн.

Любопытно, что, по подсчетам экспертов, во время девальвации из экономики физлицами было выведено около $500 млн, которые осели под матрацами. Это сумма примерно равна «грузу» упомянутого квартета «валютных» самолетов.

Вопросов по этой теме остается много. Нужно ли было Нацбанку пускать деньги на тушение банковского пожара или же направить их в экономику, чтобы они наконец-то заработали? Почему ситуация дошла до того, что пришлось принимать экстренные меры, доведя ситуацию до «подвига в мирное время»? Почему Нацбанк выборочно помогает частным банкам? Почему регулятор открыто не говорит, на какие нужды направляет деньги, а поиск информации о его тратах на частные банки превращается в увлекательное расследование с элементами триллера?

 

forbes.kz