AБР прогнозирует рост ВВП Казахстана на 6% в 2014



Развивающаяся Азия продолжит демонстрировать стабильный рост в 2014 по мере того, как более высокий уровень спроса со стороны восстанавливающихся развитых экономик будет в определенной мере сдерживаться умеренным ростом в Китайской народной республике (КНР), говорится в новом отчете Азиатского банка развития (АБР).

В ведущей ежегодной экономической публикации АБР «Обзор развития Азии -2014» (ОРА) прогнозируется рост валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающейся Азии до 6,2% в 2014, и 6,4% - в 2015. Регион демонстрировал рост на уровне 6,1% в 2013.

“Развивающаяся Азия успешно справляется с вызовами глобального экономического масштаба и имеет все шансы на стабильный рост в течение последующих двух лет, – сказал президент АБР Такехико Накао. – Риски для перспектив роста ослабли по сравнению с недавним прошлым, и правящие круги региона могут справляться с ними. В то же время страны должны продолжить предпринимать все усилия для реализации эффективной макроэкономической политики и необходимых структурных преобразований”.

Перспективы определяются двумя основными тенденциями. Спрос на продукцию Азии, предположительно, будет расти по мере восстановления основных индустриальных экономик. Совокупный рост ВВП в США, еврозоне и Японии, согласно оценкам, достигнет уровня 1.9% в 2014 по сравнению с 1,0% в 2013 и укрепится далее на отметке 2,2% в 2015.

Повышение спроса будет сдерживаться  в определенной степени некоторым замедлением роста в КНР, который составил 7,7% в 2013 в результате сокращения роста кредитов, наряду с избытком производственных мощностей, увеличением государственного долга муниципальных властей, повышением зарплаты, девальвацией валюты и продолжающейся сменой приоритетов государства в области развития, предусматривающих переход от количества к качеству. Эти факторы продолжают действовать, и рост ВВП КНР, согласно прогнозам, замедлится до 7,5% в 2014 и 7,4% в 2015.

При том, что риски для перспектив роста ослабли, есть три направления, требующих тщательного мониторинга.

Во-первых, если меры КНР по сдерживанию кредитной экспансии будут слишком резкими и подорвут темпы роста, еще более глубокое замедление может сдерживать темпы роста торговых партнеров КНР.

Во-вторых, данные по восстановлению основных индустриальных экономик смешанные, что указывает на возможность того, что спрос на товары из этих стран региона может быть ниже изначально прогнозировавшегося.

В-третьих, нельзя исключать дальнейшие шоки для глобальных финансовых рынков в результате изменений в денежно-кредитной политике США.

В разрезе субрегионов Восточная Азия будет испытывать замедление темпов  роста, как следствие снижения роста в КНР. Рост экономики в Восточной Азии составил 6,7% в 2013 (незначительный подъем по сравнению с 2012) и, по оценкам, сохранится на том же уровне в 2014 и 2015. Замедление роста в КНР будет сдерживать экономический подъем новых индустриальных экономик – Южной Кореи, Гонконга и Тайбэя. По мере ужесточения политики сдерживания инфляции темпы роста в Монголии замедлятся в 2014 и останутся стабильными в 2015. Инфляция в Восточной Азии держалась на уровне 2,4% в течение 4 лет, и в том числе в 2013, и продолжит оставаться управляемой – в пределах 2,5% в 2014 и 2,9% в 2015.

Хотя рост экономики в Южной Азии и набирает темпы, она оставалась самым медленнорастущим субрегионом, демонстрируя рост ВВП до 4,8% в 2013. Замедление роста экономики Индии оказало негативный эффект на субрегиональные показатели. Прогнозируется улучшение показателей роста до 5,3% в 2014 и 5,8% в 2015. При этом ожидается восстановление экономики Индии до 5,5% и 6,0% соответственно, принимая во внимание реализацию структурны реформ, которые были ранее отложены.

Динамика роста в Юго-Восточной Азии будет зависеть от страновых факторов. Субрегиональный ВВП сократился до 5,0% в 2013 в результате воздействия со стороны экспортных рынков и замедления темпов роста Индонезии, Таиланда и Малайзии. Рост в Индонезии, самой крупной из этих экономик, сдерживался политикой правительства, принятой в целях смягчения инфляции, последовавшей за повышением цен на топливо. Субрегиональный спрос прогнозируется на аналогичном уровне в 2014 по мере того, как повышение доходов экспортных рынков будет сглаживаться замедлением внутреннего роста. В 2015 прогнозы улучшаются, рост составит 5,4%, при этом наибольшие темпы роста ожидаются в Индонезии (после снижения инфляционных давлений) и Таиланде (при условии стабилизации политической ситуации).   

В Центральной Азии сохранятся текущие темпы роста, так как крупнейшая экономика субрегиона, как ожидается, увеличит государственные расходы. Неожиданно высокие показатели темпов роста в Казахстане, на долю которого приходится около половины субрегионального ВВП, и резкий рост в Азербайджане и Киргизии обусловили повышение темпов роста Центральной Азии до 6,5% в 2013. Прогноз роста экономики Казахстана на 2014 составляет 6% и 6,4% на 2015. Согласно прогнозам, субрегион сохранит такие темпы роста до 2015, хотя присутствует риск снижения экономического роста из-за напряженности в связи с событиями на Украине. Инфляция, согласно прогнозам, будет расти и составит 9% в 2014 главным образом за счет девальвации национальных валют в Казахстане, Киргизии и Таджикистане.

Тихоокеанский регион будет восстанавливаться в результате того, что производство природного газа в его крупнейшей экономике обеспечивает рост. Рост ВВП в Тихоокеанском регионе демонстрирует замедление уже второй год подряд, снижаясь с  4.8% в 2013, когда было свернуто строительство проекта по сжиженному природному газу в Папуа Новой Гвинее - основной экономике региона. Запуск экспорта газа в конце 2014 и полный первый год производства в 2015 обеспечат подъем экономики Папуа Новой Гвинеи и субрегиона в целом на протяжении всего прогнозируемого периода. Прогноз роста субрегионального ВВП составляет 5.4% в 2014, за которым последует резкий скачок до 13.3% в результате запуска экспорта природного газа из Папуа Новой Гвинеи. 

 

forbes.kz