Финансовая концепция: на фондовом рынке и конь не валялся



18 марта финансовые организации получили проект документа «Концепция развития финансового сектора РК до 2030 года» (Финансовая концепция), подготовленный Национальным Банком. В публикуемой сегодня статье анализируются планы Нацбанка и правительства по развитию рынка ценных бумаг

С конца 2012, когда прошло первое и последнее публичное размещение акций в Казахстан (АО «КазТрансОйл») в рамках программы «Народное IPO», профессиональные участники рынка ценных бумаг (РЦБ) так и не получили от государства обнадеживающих вестей по поводу стимулирования умирающего фондового рынка. Лишь 14 февраля 2014, через 3 дня после девальвации, на расширенном заседании кабмина мы наконец-то услышали жесткие заявления главы государства о том, что правительству и Нацбанку необходимо принять ряд кардинальных мер по оживлению РЦБ. После этого появилась надежда, что для отечественного рынка ценных бумаг наступил переломный момент.

Развитие рынка ценных бумаг: ни плана, ни ответственных

Но она длилась недолго. 21 февраля финансовые организации получили проект «Комплексного плана приватизации на 2014 – 2016 годы», подготовленный Министерством экономики и бюджетного планирования. Несмотря на название «комплексный», документ касался лишь приватизации мелких государственных активов, и в нем не было ни слова о выводе акций крупнейших национальных холдингов и компаний на фондовый рынок.

На тот момент это еще можно было списать на недоразумение, поскольку на том же расширенном задании Нурсултан Назарбаев поручил ФНБ «Самрук-Казына» совместно с правительством в месячный срок внести предложения по возобновлению «Народного IPO».  Эта программа тоже проходит по разряду приватизации, и было бы логично видеть её частью комплексной программы, но кто-то решил выделить её в отдельный документ. До 14 марта еще теплилась надежда, что мы наконец-то увидим обновленную программу «Народного IPO» (как и поручал президент). Но увы. Уже конец марта, а никаких идей по этому поводу общественность так и не услышала. И, судя по имеющейся информации, до практических решений здесь еще очень далеко.

Оставался еще шанс, что планы по развитию фондового рынка пропишут в Финансовой концепции, поскольку 14 февраля на заседании правительства глава государства сказал: «Поручаю Правительству и Национальному банку в рамках разработки Программы развития финансового сектора до 2030 года и Концепции развития пенсионной системы дать четкое видение по вопросам развития пенсионной системы и фондового рынка.  Срок – 1 июня 2014 года».

Документ по развитию финансового рынка появился гораздо раньше срока, но что касается конкретных перспектив развития РЦБ – там, как говорится, и конь не валялся. Первое, что бросается в глаза в Финансовой концепции: если для банков и страховых компаний были поставлены хоть какие-то плановые показатели (например, объем страхового рынка к 2020 должен увеличиться в 2-2,5 раза), то по фондовому рынку этого нет вообще.  Хотя, имей правительство план вывода акций нацкомпаний на РЦБ, посчитать рост фондового рынка по годам не составило бы труда.

Другой ключевой недостаток финансовой концепции – в ней вообще не прописана ответственность правительства за развитие фондового рынка. А ведь только оно способно его стимулировать.

О каком же развитии фондового рынка можно говорить вообще, если в документе нет ни плана по его росту, ни ответственного за этот рост!

Вместо благих намерений нужен конкретный план действий

Как говорилось в предыдущей статье, Финансовая концепция получилась очень неконкретной. Практически все задачи, поставленные по фондовому рынку, выглядят благими пожеланиями - и не более.  А хотелось бы получить от правительства четкий план действий по таким вопросам, упомянутым в концепции:

1. Вывод акций государственных компаний на фондовый рынок. Какие компании? Какую долю акций выведут на рынок? Когда? Желателен ясный план хотя бы до конца 2020.  При этом не стоит зацикливаться на «Народном IPO». Население и другие внутренние инвесторы не осилят такую массовую приватизацию. Для масштабной приватизации необходимо привлекать иностранных инвесторов всех видов - и стратегических, и портфельных инвесторов.

2. 14 февраля президент также жестко поставил задачу по привлечению иностранных инвесторов в Казахстан. В Финансовой концепции не хватает конкретного плана по созданию условий и стимулов (какие именно и когда будут введены) для инвесторов, чтобы они заинтересовались в том числе и фондовым рынком.

3. У правительства есть множество программ по поддержке и стимулированию частных и государственных бизнес-структур во многих секторах экономики. В рамках этих программ оно может легко стимулировать развитие фондового рынка, если потребует, чтобы крупные компании, в обмен на господдержку, обязались выпустить часть своих акций в свободное обращение на KASE или использовали долговые ценные бумаги вместо банковских кредитов. И здесь нужен ясный план действий: какие правительственные программы, как и когда будут дорабатываться с этой точки зрения?

4. В финансовой концепции говорится о налоговом стимулировании как эмитентов (которые выводят свои ценные бумаги на рынок), так и инвесторов (которые покупают эти бумаги), но снова нет конкретики. Чтобы и это не осталось благим намерением, хочется знать, о каких стимулах идет речь и когда их начнут применять.

5. Также от правительства и Нацбанка все ждут четкого понимания - как и когда громадные пенсионные деньги будут использоваться в развитии фондового рынка.   

Кто разглядит фондовый рынок под микроскопом?

Это лишь часть ключевых вопросов к правительству. Надеюсь, мы когда-нибудь получим от него внятные ответы на эти и другие вопросы, связанные развитием рынка ценных бумаг.

Также есть вопросы к Национальному банку. Честно говоря, в Финансовой концепции выглядит смешным название главы «Повышение устойчивости рынка ценных бумаг». Так и хочется спросить: какого рынка? Того самого, который и под микроскопом трудно разглядеть?

Финансовая концепция показала, что, к сожалению, новое руководство Нацбанка продолжает идти по пути ужесточения и без того зарегулированного фондового рынка. Все профучастники уже давно говорят о необходимости его дерегулирования. Сегодня регулятор продолжает внедрять «лучшую мировую практику» в сферы регулирования бизнес-процессов, оргструктуры, управления рисками, технического и программного обеспечения и т.д.

Создается впечатление, что Нацбанк не понимает или делает вид, что не понимает одну вещь. «Лучшая мировая практика» хороша только для развитых стран и рынков, а для нашего недоразвитого она становится фактором, сдерживающим его рост. Например, сейчас брокерские-дилерские компании, при полумёртвом фондовом рынке и отсутствии доходов на нем, для соблюдения требований Нацбанка вынуждены держать большой штат, инвестировать в дорогие технические программные средства и нести из-за этого большую часть своих убытков. При этом, попробуй профучастник, еле сводящий концы с концами, отклониться хоть на миллиметр от требований, которые не имеют никакого смысла для нашей финансовой среды, - санкции и штрафы наступают незамедлительно.

Проблема зарегулированности финансового рынка также касается банков и страховых компаний, но об этом более подробно для банков в следующей статье.

 

forbes.kz